Гость Опубликовано 30 марта, 2007 Жалоба Поделиться Опубликовано 30 марта, 2007 Зависит ли выдающийся талант от памяти? Почему одни могут извлекать в уме квадратные корни из десятизначных чисел за секунды, но не создают ничего выдающегося, а другие, имея «дырявую» память, остались в веках. В чем тут секрет? О тайнах гениальности нам рассказал доктор медицинских наук, руководитель Центра изучения человека Георгий ВОРАПАЕВ. Люди-счетчики - В истории известно много людей с феноменальной памятью, - говорит Георгий Александрович. - Первое достоверное упоминание о человеке-счетчике датируется 1664 годом. В Италии путешественник Балтазар встретил восьмилетнего Мэтью ле Кока, который не умел читать и писать, но на выступлениях демонстрировал перемножение в уме пяти-, шестизначных чисел и извлечение квадратных и кубических корней. По словам самого Мэтью, он научился вычислять, играя с бусинками на ожерелье. Или прикованный к инвалидному креслу известный в 1970-х годах Женя Иванихин, которому было достаточно трех секунд, чтобы запомнить и с точностью до двух знаков повторить страницу научного текста средней сложности. А кто сейчас помнит уникума, о котором в 1980-х говорила вся страна - репортере Соломоне Шерешевском. Он легко запоминал до 70 слов или чисел и воспроизводил весь ряд в прямой и обратной последовательности. Но все эти уникумы бесследно ушли в прошлое. Да и любой из нас наверняка знаком с каким-нибудь сотрудником, который хранит в памяти кучу всякой нужной информации, но так и остается всю жизнь на низших должностях. Выходит, талантливым людям память не нужна? Нет, это не так. Последние исследования ученых показали, что у гениев замечательная память, но работает она по-другому - избирательно. Они больше видят Выдающиеся таланты запоминают и используют мелочи, которых обычный человек не замечает. Известно, что Чаплин, случайно заглянув в какую-то гримерную, где на полу кучей лежал реквизит, моментально отметил валявшиеся там три вещи - котелок, узкий фрак и тросточку. И он вспомнил о них спустя время, когда ему предложили роль. Так безвестный актер, одетый в секонд-хэнд, стал знаменитым. - Особая избирательность и твердость памяти у гениальных людей связана с тем, что они больше видят вокруг себя, острее чувствуют реакции людей, ловят мысли на интересующую их тему на лету. А это определяет и значительные размеры их памяти, - объясняет доктор Ворапаев. - Причем человек может даже не отдавать себе отчет о запечатлевшихся деталях - его тренированный мозг выложит их ему в самый нужный момент, дав толчок для открытия. И чем талантливее человек, тем с большей силой и живостью он сможет воспроизводить события из своей жизни. Но при одном условии: если эти воспоминания помогают ему в работе. А бытовые мелочи улетучиваются у них из головы моментально. Примеры для подражания Александр Македонский, Наполеон Бонапарт и Александр Суворов помнили имена всех своих воинов - до 30 тысяч человек. Философ Сократ знал в лицо каждого из 20 тысяч жителей Афин. Амадей Моцарт и Дмитрий Шостакович могли по памяти воспроизвести один раз услышанное произведение. Математик Леонард Эйлер знал все значения ста чисел, возведенных в квадрат, куб, и так до шестой степени. Шахматист Александр Алехин давал сеансы одновременной игры, не глядя на доски, с 30 - 40 партнерами. Отменную память имела Анна Ахматова. Ей можно было задать неожиданный вопрос типа «Когда Блок впервые встретился с Вячеславом Ивановым?» в самый неподходящий момент, когда Анна Андреевна собиралась выпить рюмочку водки. Ахматова тут же вспоминала точную дату и даже называла день недели. Самые забывчивые Известно, основоположник кибернетики Норберт Винер в день переезда семьи на другую квартиру пошел на работу и забыл новый адрес. Ученый направился к старому жилищу, где у подъезда его уже ждала дочь. Его жена была уверена, что ее гениальный муж забудет адрес, и послала девочку встретить отца. Комик Чарли Чаплин, который мог вспомнить о старом котелке в чужой гримерке, не мог запомнить даже фамилии своего секретаря, с которым проработал семь лет. Художник Пабло Пикассо после каждого значимого для него события оставлял на память какие-нибудь безделушки - разбитые фужеры, старые платки, сломанные расчески. Только взяв в руки предмет, он мог вспомнить связанные с ним лица, события, мысли, разговоры, даты. А поэт Андрей Белый постоянно путался в этажах, в собственных комнатах, никогда не мог найти, куда положил спички, а находя их, сжигал и машинально засовывал к себе в карман. МНЕНИЕ УЧЕНОГО В быту они как младенцы Кандидат исторических наук Иван ГРИШКОВЕЦ: - Очень много забавных историй из жизни великих ученых, свидетельствующих об их плохой памяти, можно рассказать. И в этом нет странности. Память у гениев отнюдь не плохая, но она «обслуживает» исключительно их научные интересы. Бытовым мелочам в ней места не остается. Такую память называют избирательной. Она свойственна и высоким профессионалам. Так, например, многие врачи, особенно терапевты, помнят пациентов в лицо, а некоторые стоматологи узнают их только после того, как больной откроет рот. Уникальной обонятельной и вкусовой памятью обладают дегустаторы, слуховой - музыканты, певцы и композиторы, двигательной - спортсмены, зрительной - художники и режиссеры. ТЕСТ № 1 Зрительная память Тест для оценки кратковременной зрительной памяти. Посмотрите в течение 20 секунд на таблицу с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и за минуту записать на бумаге. 13 91 47 39 65 83 19 51 23 94 71 87 Если вы запомнили 7 чисел и выше, то с памятью у вас все в порядке. Если меньше - пора обращаться к доктору. ТЕСТ № 2 ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ Изучите таблицу в течение 20 секунд, закройте ее и попытайтесь за одну минуту воспроизвести в заданном порядке картинки, которые вы запомнили. Норма - 6 правильных ответов и больше. Запомнили меньше картинок - пора тренировать память. ОСОБОЕ МНЕНИЕ «Сломанные» мозги Директор Института мозга человека, член-корреспондента РАН Святослав МЕДВЕДЕВ: - У гениальных людей в мозгу «поломаны» какие-то системы. За счет этих поломок развились другие способности. Великие таланты - пианисты, математики, физики - не могут делать некоторые вещи, которые без труда сделает любой простой смертный. Грубо говоря, нормальный человек «сконструирован» так, чтобы уметь все: думать, бегать, прыгать, стрелять, любить. Гении же - это люди с отклонениями от нормы, у которых одни качества развились за счет других. Например, Эйнштейн, создавший теорию относительности, был очень трудным человеком в общении. Ему неимоверно тяжело давался контакт с другими людьми. И, кроме того, он был необыкновенный тугодум. В определенном смысле гениальность представляет собой болезнь. Поэтому для полноценной жизни лучше всего оставаться нормальным или просто талантливым человеком. БАЙКИ ПРО ВЕЛИКИХ «Жена, как тебя зовут?» Однажды русский композитор Александр Бородин, автор оперы «Князь Игорь», поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин, отличавшийся рассеянностью, никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник подозрительно посмотрел на него. В это время в комнату вошла его жена Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: - Катя! Ради Бога, как тебя зовут? «Знаю на память все оперы» Французский композитор Гектор Берлиоз начал приобщаться к музыке с 12 лет. Мальчик быстро овладел чтением нот с листа. А играть научился только на гитаре, флейте. Да и то посредственно. На фортепиано не играл вовсе. Покинув родной городок Ла-Кот-Сент-Андре, 24-летний Берлиоз в поисках работы очутился в Париже. Его пригласили участвовать в конкурсе басов для поступления в хор. На конкурсе произошел любопытный диалог. - Что вы принесли? - Я? Ничего. - Как ничего? А что же вы будете петь? - Боже мой! Да все, что вы пожелаете! Нет ли здесь какой-нибудь партитуры, сольфеджио, тетради вокализов? - Ничего такого нет. Но вы же не поете с листа? - Спою с листа все, что предложите. - Не сможете ли спеть что-нибудь на память? - Да я знаю на память оперы «Данаиды», «Стратоника», «Весталка», «Эдип», две «Ифигении», «Армида»... - Довольно! - вскричал экзаменатор. - Черт подери, что за память! Ну раз вы такой, спойте арию из «Эдипа» Саккини «Она расточала мне». - С удовольствием. И Берлиоз под аккомпанемент скрипки отлично исполнил эту арию и был зачислен в хор. Источник: www.crazyhous.ru Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения